?

Log in

Поскольку Китай - наиболее другая страна из тех, в которых я… - хроника

mityaone
Date: 2014-05-19 14:09
Subject: (без темы)
Security: Public
Поскольку Китай - наиболее другая страна из тех, в которых я бывал ранее, то я решил составить не только традиционный хронологический дневник путешествия, но и вынести свои впечатления по некоторым темам в отдельную запись.

О коммунизме в Китае
Единственное, что есть коммунистического в Китае – это портреты Мао Цзедуна на банкнотах. В остальном, Китай – это страна чистого, я бы даже сказал – первобытного капитализма. В Китае за всё нужно платить, ничего не достаётся бесплатно.
Детский сад стоит денег (притом немалых – от 150-200 долларов в месяц и выше), поэтому зачастую после рождения ребёнка кто-нибудь из бабушек/дедушек бросает работу, чтобы сидеть с малышом.
Декретный отпуск – всего несколько месяцев.
Медицина - платная (страховая).
Школа и университеты – тоже стоят денег.
С пенсией также всё непросто. Вопреки слухам, пенсия в Китае есть, но в несколько отличном от нашего понимания виде. Всеобщей системы пенсионного обеспечения как таковой нет – пенсия рассчитана в основном на государственных служащих, тружеников промышленности и т.п. – проще говоря, на городских жителей. Сельские жители (а это около 50% населения страны, то есть 650 миллионов человек) не получают пенсию вовсе.
Наряду с этим, простые китайские трудящиеся не имеют многих элементов социальной защищённости, которые у нас (и на Западе тоже) давно воспринимаются как сами собой разумеющиеся. На фабриках люди работают по 28 дней в месяц. Да, так и есть! Только 2 выходных ежемесячно – по одному каждых две недели. Отпусков (тем более – оплачиваемых) в стране не предусмотрено.
Надо понимать, что во многом именно это и определяет безусловную конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке. Все социальные блага сотрудника (пенсия, больничные, бесплатные медицина и образование, пятидневная рабочая неделя) стоят денег для нанимателя и государства, выливаясь в дополнительную налоговую нагрузку, и в конечном счете сказываются на цене производимой продукции.
В то же время, зарплаты у китайских рабочих не такие низкие, как принято считать – заводской трудяга может зарабатывать 400-700 долларов в месяц, однако за эту сумму он работает (если посчитать за год, учитывая отсутствие отпуска и т.д.) в 1.5-1.7 раз больше человеко-часов, чем в Беларуси или на Западе (не говоря уже об эффективности – работают в Китае напряжённо).
Поэтому китайский рабочий на заводе не только в разы трудолюбивее и дисциплинированнее нашего (это, безусловно, так), но он ещё и работает намного больше.


О работе в Китае
В Китае работе подчинено всё. Жизнь – это и есть работа, так воспринимают это сами китайцы. Люди работает очень тяжело,  иной раз от заката до рассвета, и не думаю, что им остаётся время на что-нибудь ещё. Невероятно трудолюбивая нация.
Что интересно, у меня не создалось впечатления, что работа ведётся из-под палки. Многим кажется (да и мне отчасти так казалось), что над каждым рабочим стоит вертухай и заставляет трудиться, потому что так велела коммунистическая партия. Однако на деле это нет так. Люди сами мотивированы работать хорошо – и вот это есть настоящая победа.

О языке в Китае
Язык в Китае – это полнейший капец. Общаться с китайцами не получится. Просто никак. То есть вообще. Пытаешься заговорить с человеком, а между вами как будто вырастает толстая кирпичная стена. Поскольку китайский язык – тоновый, и поскольку набор согласных звуков в нём весьма далёк от «европейского» набора, то даже общеизвестные названия – Пекин, Шанхай, Гонконг и т.д. – звучат по-китайски совершенно по-другому.
Мы привыкли говорить «китайский язык», а на самом деле в Китае языков – тьма тьмущая. Один европейский лингвист насчитал в Китае несколько сотен взаимно непонятных языков. Есть один диалект, который признан официальным – путунхуа (другое название – мандаринский), иными словами - пекинский диалект. Он используется в литературе, кино, телевидении, а также для общения китайцев из разных регионов между собой, однако в быту большинством китайцев (кроме жителей тех районов, где он является родным) не используется. Китайские диалекты настолько сильно отличаются друг от друга, что даже мне было слышно, насколько по-разному они звучат.
Кроме путунхуа, есть ещё один lingua franca – это кантонский диалект, используемый на юге Китая для общения представителей разных регионов и в Гонконге. Он взаимонепонятен с путунхуа и отличается даже количеством тонов (в путунхуа их 4, а в кантонском – 9).
Небольшое облегчение приносит тот факт, что китайские иероглифы никак не связаны с фонетикой, и поэтому, несмотря на колоссальные различия в китайских диалектах (или, скорее, языках, потому что различия такого порядка – это уже не диалект), иероглифы у всех одни и те же. Однако дело осложняется следующим фактором. После прихода к власти, коммунисты решили упростить письменность, чтобы ей было проще обучаться народным массам, и многие иероглифы видоизменились. Однако в Гонконге, Макао и на Тайване используются традиционные иероглифы, которые не всегда понятны китайцам из Mainland China.
Трудности общения с иностранцами, конечно, не касаются тех китайцев, кто говорит по-английски. Однако выучить английский язык для китайца – совсем не та же по сложности задача, что выучить английский для нас или для носителя любого европейского языка. В конце концов, все европейские языки – родственники, и если сравнивать с китайским, то русский и английский языки очень похожи друг на друга. В китайском же по-другому всё.
Я не раз встречал китайцев, которые явно приложили очень серьёзные усилия для изучения английского языка, и обладают очень внушительным словарным запасом, однако говорят с трудом – потому что китайцу, чтобы говорить по-английски, нужно менять в своей голове некие паттерны, переключаться на совершенно другой способ изложения мысли.
В то же время видно, что английский в Китае молодёжь учит достаточно активно, и, думаю, лет через 10-15 ситуация будет совсем другая.

Об иностранцах в Китае
Поскольку в Китае (по крайней мере, в его наиболее развитой и населённой части – то есть восточное и южное побережье) много промышленности и деловой активности, то в крупных городах иностранец – не диковинка. Однако в городах чуть поменьше можно встретить изумление и улыбку на лицах прохожих, а маленькие дети смеются и кричат «лаовай» (по-китайски значит «иностранец»). Для них, по всей видимости, очень странно выглядят наши огромные глаза.
В целом же китайцы, несмотря на внешнюю замкнутость, весьма гостеприимны и всегда стараются помочь, если видят, что иностранец находится в замешательстве. Они прекрасно понимают всю сложность своего языка и письменности для иностранца и всячески стараются убедиться, что ты найдёшь дорогу, разберёшься с транспортом, сориентируешься на местности и так далее. У нас не раз бывала ситуация, когда после буквально секундного замешательства с нашей стороны (допустим, подошли к автомату по продаже билетов в метро, но ещё не успели разобраться, как он работает) вдруг непонятно откуда мгновенно появлялся англоговорящий китаец и сам вызывался помочь и всё объяснить. Притом зачастую этот доброволец отказывался нас покидать, пока не убеждался, что мы на верном пути. Однажды в Гонконге такой товарищ довёл нас до нужной квартиры и сам нажал на дверной звонок, хотя мы всего лишь замешкались при покупке билетов в общественном транспорте. И таких ситуаций за две недели было как минимум шесть.
Кстати, как ни странно, но все китайцы, с которыми я общался, по крайней мере слышали название такой страны, как Беларусь.

О ценах в Китае
Вопреки ожиданиям, супернизких цен в Китае не обнаружилось. Как ни странно, но техника и шмотки (если речь идёт об известных брендах) стоят примерно столько же, сколько и у нас, а иной раз даже дороже. Еда, конечно, дешевле, особенно это касается простых заведений на улице. Находясь в среднем по величине городе (по меркам Китая, естественно – то есть 2-4 миллиона человек), можно зайти в пролетарскую избу-едальню и на двоих за 15 баксов наесться от пуза, с огромными порциями, множеством морепродуктов, обильным мясом, закусками и пивом (в Минске на эти деньги можно рассчитывать на кофе со скромным пирожным).
Транспорт стоит совсем недорого (но дорог он, как и всё остальное, в Гонконге – за каждую поездку в метро мы платили 3-4 доллара, в зависимости от расстояния), как городской, так и междугородний – билет на поезд простому гражданину вполне по карману, и китайцы очень активны пользуются своими новенькими сверхскоростными суперпоездами.

О транспорте в Китае
Транспорт в Китае – это отдельная и весьма интересная тема для разговора.
С одной стороны, по стране курсируют на скорости 300 км\ч современные скоростные поезда (а есть даже один маглев на магнитной подушке, разгоняющийся до 450 км\ч), есть множество внутренних авиарейсов и аэропортов. С другой стороны, даже в крупных городах по улицам рассекает великое множество скутеров (притом, что интересно, почти все они – электрические, а не на бензине), «тук-туков», самодельных велосипедных колясок (для перевозки небольших грузов) и так далее.
В то же время, если взглянуть на автопарк, то бросается в глаза, что в Китае совсем нет действительно старых машин. На улицах невозможно увидеть автомобиль возрастом более 15 лет. Наверное, это говорит о том, что 15 лет назад в Китае автомобилей не было вообще. Сейчас же их огромное количество, и для них создаётся хорошая инфраструктура – развязки высотой с 10-этажный дом, отличные дороги, скоростные хайвэи.
Как ни странно, но автомобилей именно китайских брендов на улицах совсем немного: большинство машин - это известные нам немецкие, японские и американские марки, особенно популярен Volkswagen. Многие из них (наверное – большинство), конечно, сделаны в Китае.
Кстати, интересно, что благодаря такой развитой сети железных дорог, они скоро начнут вытеснять самолёты – ведь на поезде можно за 8-9 часов проехать невероятное расстояние в 2000 км.


О порядке в Китае
Китайцы отличаются умением сделать всё очень чётко. Это первая на моей памяти страна, в которой вокзал в любом городе – это не бомжатник, а самое безопасное место в мире. Вход на вокзал только по билету, при входе досмотр вещей через рентген, выход из вокзала тоже только по билету, через турникет.
Очень мило устроены городские парки: кусты подстрижены, дорожки проложены, лавочки присутствуют – отдыхай не хочу.
Вообще, в целом в Китае чувствуешь себя в безопасности. Не знаю, откуда появляется такое ощущение, наверное, складывается из множества мелких факторов. Хотя, казалось бы, учитывая полную языковую беспомощность, должен создаваться противоположный эмоциональный фон.

О (якобы) перенаселенности в Китае
Часто по телеку можно увидеть кадры из Индии, как едет поезд, а на его крыше сидит в 10 раз больше людей, чем внутри.
Как ни странно, но ощущения перенаселённости в Китае нет – и это при том, что я был на южном и восточном побережьях – то есть в самых густонаселённых регионах страны. В метро ездил много раз, но ни разу не встречал тех самых знаменитых служащих, которые палками запихивают людей в поезда.
То есть в больших городах есть, конечно, толчея, много людей в метро, пробки на дорогах – но это в любом мегаполисе так.
Конечно, едешь в поезде, смотришь из окна – и на протяжении 300 километров нет почти ни одного клочка земли, который не был бы каким-то образом освоен человеком: везде обрабатываемые земли, деревни или города. Но опять-таки, во многих странах Европы картинка аналогичная.

О чистоте в Китае
Китайцы – весьма чистоплотная нация. За две недели мы ели в самых пролетарских местах, некоторые из которых выглядели весьма стрёмно, и ни разу не было никаких проблем. Во многих местах работники заведений моют посуду прямо на выходе, на тротуаре, в тазиках – но опять-таки, делают это весьма добросовестно.
Меня также удивила традиция запечатывать чистую (не одноразовую) посуду в целофан, и подавать её посетителям в запечатанном виде. Не знаю, как они это делают, возможно у них есть специальные машинки для этого.
На улицах городов тоже достаточно чисто, опрятно.
Можно сказать, что по чистоте города выглядят на вполне европейском уровне.
Отдельно стоит отметить зелень в Китае. Она везде. Тут мой низкий поклон перед китайским народом. Если они строят какой-нибудь огромный жилой район с многоэтажками, то он становится зелёным сразу. Деревья сразу сажают большими, с шикарными кронами (видимо, специально для этого выращивают в питомниках) – а не так, как у нас: посадят деревце толщиной с мизинец и жди 20 лет, пока оно станет нормальным.
Зелень в Китае везде – вдоль дорог, эстакад, на развязках, во дворах домов, везде. Города просто утопают в зелени.

О строительстве в Китае
Где бы мы ни находились, меня всё время преследовало ощущение, что 20 лет назад в Китае было чистое поле. Именно так. Потому что куда ни посмотришь – большая часть зданий и сооружений вокруг явно построены в последние лет 10-15.
Я обычно не испытываю желания ездить в одно и то же место по нескольку раз, т.к. и без того не хватит жизни, чтобы посмотреть на мир, но Китай – как раз то место, куда хочется приехать ещё раз лет через 10, а потом ещё через 10. Потому что понятно, что очень многое изменится.
Что же касается старины, то её тут практически нет. Наверное, сыграла свою роль Культурная революция, во время которой очень многое было уничтожено, да и перед ней было немало разрушительных войн. Но увидеть что-то по-настоящему старое в Китае – большая редкость, а когда эта старина всё-таки встречается, то в большинстве случаев она явно восстановлена в туристических целях, и сделано это недавно.
Кстати интересно, что строительные леса у них из бамбука, и бывает, что леса эти высотой много десятков этажей, а всё равно из бамбука.


О еде в Китае
Она там просто бесподобна. Одна лишь еда – уже достаточный повод, чтобы собраться в Китай. Притом в каждой провинции она своя (как и вообще культура отличается по провинциям весьма сильно),  можно ездить месяцами и пробовать всякие странные вкусные штуковины.
Собаку мы не попробовали. Хоть это и любопытно, но я не уверен, что готов на это пойти – слишком сильна эмоциональная привязанность к такому животному, как собака. Я спрашивал у китайцев – собаку они действительно едят, бывает, но не так, чтобы каждый день. Удивления мой вопрос не вызвал, но в то же время блюдо это нам нигде не встречалось.
Тем не менее, уплетал лягушек (похоже по вкусу на курицу), всяких непонятных морских гадов, куриные лапки, неких опарышей и так далее. Всё очень вкусно. Вопреки ожиданиям, подавляющая часть блюд – совсем не острые.
Мы были в прибрежных регионах, поэтому там велико количество морской еды. Всякие раки, крабы, ракушки, осьминоги, улитки – это всё у них очень даже пролетарская и недорогая пища, без малейшего налёта элитарности.
Интересной особенностью китайской кухни является тот факт, что едят они всё. То есть когда готовят некое животное, то в пищу идут все его части. Например, весьма популярны – своеобразный снэк – куриные лапки. Не ножки, а именно лапки, прямо с когтями. Отдельным блюдом может подаваться, к примеру, голова утки. Что там можно съесть, в этой голове? Там же один череп и ничего съестного. Но китайцы уплетают.
И напоследок, забавное наблюдение. У китайцев принято пить горячую воду. То есть просто воду, без ничего. Странный вкус, понятное дело. Более того, у них это даже некий жест гостеприимства: не раз бывало так, что мы приходим к кому-нибудь в гости, и нам с порога дают два стакана кипятка. Вот уж воистину, загадочна китайская душа.
Post A Comment | 1 Comment | Поделиться | Ссылка






perspective.by: pic#122313795
User: perspective_by
Date: 2014-05-20 09:59
Subject: (без темы)
Keyword:pic#122313795
Респект за интересный текст
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



browse
my journal
Декабрь 2015