09.05.2013 Приземляемся в аэропорту Еревана. Довольно клёвый,… - хроника

Subject: (без темы)
Security: Public
09.05.2013
Приземляемся в аэропорту Еревана. Довольно клёвый, свежий аэропорт!
Около 3 ночи приехали в хостел. Хостелом это можно назвать лишь условно, на самом деле  - большая квартира в центре Еревана, в которой хозяйка сдаёт койко-места в разных комнатах и сама там же и живёт.
Проснулись около 10 утра. На этот день у нас в планах был осмотр Еревана и посещение нескольких музеев, но Анаит – хозяйка хостела – сказала, что у неё есть друг – отличный экскурсовод, а поскольку сегодня праздничный день и многое в Ереване закрыто, нам лучше поехать с ним по другим местам Армении. Немного посовещались, созвонились с самим гидом по имени Ованес и решили так и сделать.
Кофе с булочками, и около 11:30 Ованес заехал за нами.
Первый наш пункт - это древний монастырь Хор Вирап c темницей, в которой, по преданию, сидел в заточении святой Григорий, впоследствии сыгравший решающую роль в принятии христианства в Армении (а Армения – это первая в мире страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, и было это ещё в 301 году).
С этой же точки обычно открывается хороший вид на гору Арарат, но сегодня, к сожалению, из-за плохой погоды вершин видно не было - много облаков. Гора Арарат, хоть и является символом армянского народа, сегодня по историческим причинам находится в Турции, недалеко от границы с Арменией.

Едем дальше, очень крутые виды! Горы, горы, горы. Не ожидал таких пейзажей от Армении!
Заехали перекусить, съели армянское блюдо гаурма – вроде нашей тушёнки, а также закупились отличным домашним вином.
Попивая вино, едем в Нораванк!
Если честно, ещё перед поездкой я не ожидал увидеть в Армении много клевого, но удивлен - пока все впечатляет! Природа круче, чем я себе представлял, и люди очень интересные, доброжелательные и интеллигентные.
Забрались на Нораванк, подивились на древность сооружения – шутка ли, XIII век! Пейзаж располагал к отличной фотосессии, которую мы и провели в экспресс-режиме.
И вот мы едем обратно в Ереван! По дороге из окна машины мы все же увидели малую вершину Арарата - распогодилось.
Ованес услышал наши размышления о том, чем бы заняться вечером, и пригласил нас к себе в гости жарить шашлыки. Что может быть лучше, чем побывать дома у настоящего армянина? Купили мясо, вино и поехали к нему домой.
Очень клево посидели. Шашлык был очень вкусный,  Ованес с женой – а они профессиональные музыканты - играли на скрипке и фортепиано армянские и советские песни, были его дети и внучка. Круто!
Около 0 пришли домой и завалились спать. Кайф!

10.05.2013
Встали не очень рано, часов в 10, сходили в душ и выдвинулись в город. Сегодня день, который мы отвели на Ереван.
На 11 часов у нас была запись на экскурсию по музею завода Арарат. Экскурсия длилась недолго, меньше часа, потом дегустация разных видов коньяка (честно сказать, не производит коньяк на меня впечатления, хоть убей!).
После этого за нами заехал Ованес и мы поехали в музей геноцида армян. Музей был закрыт, но мы походили по мемориалу.
Дальше Ованес повез нас на Каскад - это такая огромная лечтница в центре Еревана, которая восходит к монументу, а на разных уровнях этой лестницы находятся художественные галереи и выставки, а возле входа в галерею стоит какая-нибудь современная инсталляция – например, лев из автомобильных покрышек. Производит классное впечатление! А когда поднимаешься на верхнюю точку – можно увидеть весь Ереван.
После этого поехали есть в армянский ресторан. Было очень вкусно и здоровые порции! Попробовали далму, тан, тарпака и так далее. Каких-то особых блюд, которые были бы на слуху у непросвещенного человека, в армянской кухне нет, поэтому названия все  незнакомые, но всё очень вкусно, даже если выбираешь наугад.
Поели, забежали в гостиницу и пошли прогуляться.
Очень клевый город Ереван! Много раз встречал мнение, что Ереван был построен в советские годы и поэтому неинтересен. Совершенно верно, большая часть зданий построена в последние 70-80 лет, но в совершенно особом стиле! Ереван не похож на другие города, обладает своим собственным стилем, во многом благодаря материалу, из которого построен – это розовый туф. Ереван многие называют «розовым городом», и это действительно так, выглядит очень необычно. Архитектура выглядит достаточно монументально.
Я съел тулумбу из меда и еще пару армянских сладких штук.
А вечером встретились с Лусинэ и ее мужем и пошли в джазовый клуб.
Ее муж - американский армянин, который вернулся в Армению, а она из местных, но много лет прожила в Америке. Сказали, что таких тут немного – пару сотен.
Пошел дождь. Прошлись ещё раз с Лусинэ и её мужем и около 0:30 вернулись домой.

11.05.2013
Встали в 6:30, сходили в душ, за нами заехал Ованес. Сегодня мы едем по северу Армении!
Проехали километров 120, заехали в город Гюмри. Этот город очень сильно пострадал от землетрясения. Архитектура – та, что уцелела – здесь достаточно своеобразная. Вообще, Ованес сказал, что в Армении есть несколько городов, которые имеют своё архитектурное лицо, и Гюмри – один из них.
Трудно  даже представить, какое бедствие легло на плечи армянского народа после землетрясения 1988 года. Это было одно из самых сильных землетрясений в истории этих краев. Погибло 28 000 человек, а без крова остались более 500 000. Представьте, что такое 500 тысяч бездомных в стране с населением всего 3 миллиона? Каждый шестой человек остался без крыши над головой. И по сей день есть люди, живущие в транспортных контейнерах.
Поехали в Ванадзор. И тут есть полуразрушенные дома. Очень тяжелые годы пережила эта страна, очень много горя.
После Ванадзора решили перекусить, и Ованес завез нас в отличный ресторан возле горной реки, где мы сидели и ели армянский кебаб на открытом воздухе, и даже валялись в натянутых между деревьев гамаках! Ну что ещё нужно для счастья? Все офигенно!
Дальше поехали в Алаверди, а если быть точным – в два горных монастыря, которые расположены недалеко от этого городка: Санаин и Ахпат. Санаин – это что-то невероятное, как по природе вокруг, так и по архитектуре. Не зря этот монастырь внесен в список ЮНЕСКО. Невероятные виды! А в Ахпате мы пообщались с местным священником, другом Ованеса, который 5 лет назад приехал сюда служить из Америки. Я был очень удивлен, когда узнал, что в Иерусалиме есть армянская духовная академия. Попили со священником липовый чай во дворе его дома и двинулись дальше.
К сожалению, мы немного не укладывались в график, и на улице темнело. Поэтому в следующую нашу точку – монастырь Гошаванк – мы приехали уже в полной темноте, да ещё, к тому же, пошёл сильный дождь. Поэтому посмотрели мы его быстро, с фонариками, промокли и двинулись обратно в сторону Еревана. По дороге был ужасный туман, дождь, ехать было по горам очень тяжело. Благо, Гриша взял на себя роль штурмана и следил за дорогой на переднем сидении, пока мы все лениво спали на задних рядах.
К 23 приехали в отель. Это был наш последний день с Ованесом, а он нам очень понравился. Мы подарили ему коробку белорусских конфет, сфотографировались на память и поднялись к себе.
Но спать рано, потому что на часах 23:45, и через 15 минут у Бориса день рождения! Он наплевал на все предрассудки и стал сразу разливать коньяк, не дожидаясь двенадцати. Но на этом мы решили не останавливаться и пошли в ресторан.

Сидели там долго, ели всякое армянское и пили вино, я даже неслабо опьянел! Вернулись домой только к 3 ночи.

12.05.2013
Сегодня у нас день с другим гидом – Самвелом Акопяном. Это единственный день, который пройдет по тому плану, который был изначально составлен в Минске. Хотя и другие дни принципиально не вышли за рамки нашей первоначальной задумки, просто поменялись местами.
Сначала мы поехали в Эчмиадзин – город, где находится главный собор Армении, и где живёт католикос всех армян. Священное для армян место! Центр духовной жизни армян всего мира.
Послушали службу, довольно красиво.
После этого направились в Звартноц. Это останки огромного некогда храма, построенного мнооооого лет  назад.
Вообще количество древностей в Армении потрясает воображение. Я, безусловно, знал, что армянская культура – очень древняя, но чтобы настолько… Вся Армения по территории меньше, чем Минская область, но концентрация древних памятников невероятная. Притом многие сохранились в просто потрясающем состоянии. Гиды как бы «между делом» говорят: «Да, есть там церковь 5 века постройки, сохранилась нормально, но далековато ехать!» (имеется в виду расстояние 10-20 км), или «Ну вот, перед вами типичная урартская стела с клинописью, созданная в 7 веке до нашей эры». Как будто посмотреть стелу, созданную 2700 лет назад – это как в магазин сходить за хлебом.
Следующим пунктом нашего путешествия был языческий комплекс Гарни. Первого века постройки. Никогда не был в языческом комплексе (наверное, их немало в Греции или Италии, но мне там бывать не приходилось), поэтому он произвел на меня очень сильное впечатление.
Дальше – храмовый комплекс Гегард. Это четыре огромных помещения, вырубленных прямо в скале. То есть прямо в камне. И высота каждого помещения 10-20 метров, и на стенах мозаика, и рюшечки, и украшения. Офигеть, да. Просто офигеть. А одна из комнат – это вообще чудо: под куполом в камне вырублена специальная круглая ниша, которая служила… фазоинвертором! Да! Как в современных акустических системах, но только архитектор этой «системы» не имел формул, компьютеров и прочих приспособлений, и вырубал это всё в цельном камне! Весь этот комплекс построил всего один человек, имея в руках только долото. Строительство шло на протяжении 30 лет.
После этого Самвел спросил: «Ну как, не верится, что это всё построил один человек?». Мы ответили, что, конечно, не верится в такое.
Тогда Самвел повёз нас в посёлок Ариндж. Там, в деревне, жил человек по имени Левон, которому однажды начали приходить видения, что он должен под своим домом построить подземное сооружение. Он начал копать прямо в полу своего дома, а там каменная порода, горная местность! И постепенно копал, ничем больше не занимаясь, выделяя лишь пару часов в день на сон. Видения всё приходили, и он продолжал строить. Строил 23 года и умер, не завершив весь свой план. К этому времени под обычным деревенским домиком уже находился целый подземный лабиринт. Лабаринт! С огромным количеством комнат, коридоров и так далее. С глубиной более 20 метров! Притом весь этот подземный комплекс не имел какого-то религиозного или вообще какого-либо четко обозначенного назначения или подтекста – просто строил человек, и всё. Такая форма сумасшествия. Когда я ходил по этому комплексу, я подумал, что практически каждый из нас имеет свой «подземный комплекс», который он бессмысленно строит в течение многих лет.
Пошёл дождь (вообще, как ни странно, в эти дни погода в Армении была не такая летняя, как в Беларуси в то же самое время), и у нас оставался ещё один пункт: озеро Севан. Это самое большое и известное озеро Армении. Красиво! Вокруг горы, вода, а на вершине острова, расположенного посередине Севана – монастырь Севанаванк.
Сделали много клевых фотографий, но т.к. шел достаточно сильный дождь, то мы там долго не задерживались и поехали обратно в Ереван.
Поели, погуляли по Еревану, прокатились на метро (метро в Ереване не очень оживленное, наверное потому что маленькое, и не играет роль большой транспортной артерии), и поехали на встречу с Рубеном – человеком, который вышел на связь с Витей через интернет. Рубен, как и Витя с Гришей, поклонник латиноамериканских танцев, поэтому он и пригласил нас всех на такую вечеринку. Витя танцевал, ну а мы просто сидели, потягивали пиво и общались с Рубеном. Рубен в основном рассказывал (читай – жаловался) про то, что армянские девушки очень скромные и до замужества не гуляют.
Но время выдвигаться! Рубен завёз нас в наш хостел, мы собрали вещи и двинули в аэропорт.

Пока, Армения! Неожиданно мне безумно понравилось! Природа этой страны восхищяет, древность культуры – поражает, а люди очень располагают к себе своей интеллигентностью, дружелюбностью и жизнерадостностью. Я всерьез надеюсь, что в ближайшем будущем Армения сможет преодолеть свои временные экономические трудности, и с поднятой головой пойдет вперёд!

Ах да, самое главное забыл! По каким-то непонятным причинам самая популярная машина в Армении – это Нива, притом не обычная, а тюнингованная определённым образом: вместо заводских поставлены литые диски с пятиконечной звездой (притом диски эти практически одинаковы у всех), а стёкла наглухо затонированы. Машин таких на улицах – тысячи. Вот такова загадочная армянская душа.